Странно, наверное, слышать такое от руководителя, но правда в том, что иногда большие дела начинаются с шальной мысли, которую ты запускаешь во Вселенную. А как понять, что эта мысль верная?
Когда ты руководитель, часто твои ребята приходят к тебе с самыми разными вопросами. У человека случается затык, он об этом говорит, ты ему помогаешь (или не помогаешь). Почему ко мне? Потому что я крайний рубеж, опора, стержень, водораздел. Возникло сомнение или проблема — сходил к руководителю, развеял сомнение, утвердился в идее, и двигаешься дальше.
А куда идти мне? Кто подскажет, что я действую верно? Кто выслушает мои боли и тревоги? Кто поддержит меня, когда я принимаю очень непростое решение?
Когда за тобой Москва, кто помогает тебе?
Мы разговаривали об этом недавно с Денисом, моим партнёром по бизнесу. И он признался, что тоже часто ощущает себя последней инстанцией. Вроде как он, отец троих сыновей и арт-директор, обязан знать всё. К нему, как к последнему источнику, приходят за информацией или ответом. А правда в том, что он иногда не знает, как поступить.
И я тоже иногда не знаю, как поступить. Окей, у ребёнка вопрос, он поворачивается к тебе, ты отвечаешь. У сотрудника вопрос, он поворачивается к тебе, ты отвечаешь. А если ты не знаешь ответа? Тебе к кому повернуться? За тобой-то никого нет.
Что делать, когда тебе страшно запускать новое направление? Или брать в команду нового человека? На позицию, которой никогда не было — и ты даже понять не можешь, что тебе от него нужно. Даже требования сформулировать не можешь. И быстро понимаешь, что этот первый человек, — он тебе не подходит, ты интуитивно ждешь кого-то другого. Более бойкого, более любопытного, более решительного. И возникает мысль о том, что надо сотрудника менять. Но ты прав — или нет? А может, не надо? А может, ещё подождать?
Для меня PRISMA — это тот самый редкий знак свыше, который говорит, что ты принял правильное решение.
Мы работали с сетями и раньше — «Санги», «Едим как дома». Но однажды наступил момент, когда мы с партнёрами сказали друг другу: «хотим, чтобы упаковки и ритейла среди наших работ стало столько же, сколько ресторанов».
Тогда мы, по сути, «сидели на ресторанной игле» — больше 50% оборота приходилось на horeca. Почему сегодня этих проектов в нашем портфолио больше сотни? Потому что они клёвые. Мы продолжаем их делать, но сейчас из 30 проектов — только один-два ресторанные, а тогда из 20 проектов их было десять. Не нужно заканчивать MBA, чтобы понимать, что ты сильно рискуешь, если половину оборота в твоей компании делает один заказчик.
Поэтому мы приняли решение сократить количество ресторанных проектов и переключиться на ритейл.
Иногда, когда нужно раскрутить какое-то направление, у тебя есть для этого весь материал: собираешь работы, пишешь статьи, готовишь презентации. А иногда материала нет, есть только горячее желание.
Что происходит в таких случаях? Кто скажет тебе «не дрейфь, иди вперёд, не бойся»?
Вселенная.
Она посылает клиента — как раз с такой задачей, которой ты ждал. И вы друг другу вдруг идеально подходите.
Я предельно рациональный человек, я верю в алгоритмы и схемы, в последовательность простых и понятных шагов, которые в конечном итоге приводят тебя к результату. Но иногда всё происходит вот так: принимаешь решение, посылаешь мысль во Вселенную и она отвечает тебе возможностью проверить свою гипотезу.
Ты спрашиваешь сам себя: мы хотим работать с ритейлом?
Отвечаешь сам себе: да, хотим попробовать, это интересно.
И приходит ответ — запрос от сети финских магазинов PRISMA.
Говорят, что надо просто уметь слышать эти звоночки в твою дверь. Верить себе, верить Вселенной. Верить в иррациональное — даже там, где, по идее, всё должно быть продумано, взвешено, обоснованно и рационально.