что такое вариативные шрифты и как их применять в дизайне

16 сентября 2016 года. На шрифтовой конференции ATypI компании Adobe, Apple, Google и Microsoft совместно представили новый формат — OpenType Variable. Это событие стало началом новой эпохи шрифтостроения.

cколько символов в шрифте

Шрифтовые семейства предыдущего поколения представляют собой сложную систему из множества файлов. Сколько начертаний — столько файлов и будет установлено системой. Ведь один и тот же шрифт может быть жирным, тонким, узким, широким — любым, каким только позволяет фантазия дизайнера, его создавшего. Некоторые семейства разрастаются в монструозные «деревья», включающие до 256 разных начертаний.

Раньше, чтобы сделать, к примеру, девять вариантов одного шрифта, надо было рисовать их вручную. В каждом начертании минимум 400 знаков — русский, латиница, знаки и цифры. Умножаем на девять — получается 3 600 символов. Есть программы, которые позволяют чуть-чуть ускорить процесс, но незначительно.

Сейчас благодаря вариативной технологии можно нарисовать два крайних начертания, а всё остальное между ними автоматически выстроит компьютер — достаточно задать правила построения. Кроме того, все данные обо всех возможных начертаниях шрифта будут содержаться в одном-единственном файле.

меняем всё

Вариативная технология позволяет сделать динамичным любой параметр шрифта: толщину засечек, насыщенность, контрастность, игривость, мягкость. Вот, к примеру, один из первых экспериментов в вариативных шрифтах. У него можно менять жирность, угловатость и округлость.

У одного шрифта может быть несколько осей изменения. Например, ширина, насыщенность, поворот вокруг своей оси — всё, что придёт в голову дизайнеру.

Вот шрифт, в котором технология вариативности позволяет настраивать тень букв, степень выдавленности, скошенности и даже цвет.

Вот шрифт-флюгер, который крутится вокруг своей оси, словно указывая направление ветра.

В этом шрифте можно задавать параметры засечек — толщину, округлость и вытянутость.

 

в навигации

Несмотря на молодость, вариативные шрифты уже активно используются в определённых сферах. Например, дизайн-бюро Артёма Горбунова недавно выпустило «Бюросайн», который отлично работает в навигации.

Для навигации важны определённые характеристики шрифта: он должен хорошо читаться издалека и в мелком размере, буквы должны чётко отличаться друг от друга. Например, О и С иногда можно спутать — если шрифт закрытый, С издалека часто напоминает букву О. Это снижает скорость считывания, которая очень важна для навигации. Ещё одна особенность — чёрные тексты на белом фоне кажутся тоньше, чем белые на чёрном. Чтобы это исправить, раньше приходилось прибегать к разным ухищрениям, перерисовывать буквы специально для инверсии. Сейчас это делается одним ползунком, потому что вариативность позволяет чуть-чуть, буквально на волос уменьшить жирность шрифта и сделать его визуально таким же.

 

в плакатах

Голландская студия Думбар разработала для вокзала в Роттердаме кинетические плакаты — для каждой буквы задано три-четыре крайних состояния, а все промежуточные варианты автоматически анимируются с помощью кода.

 

в графике

Технология позволяет работать не только с буквами, но и вообще с любой графикой. Уже есть разработка, где можно рисовать эмоджи человечков. Выстраивать длину бороды, длину волос, их закрученность, объём губ, разрез глаз, форму головы. Всё это делается с помощью той же технологии, которая была придумана для шрифтов, но хитрые и весёлые дизайнеры, как всегда, придумали ей неожиданные применения.

 

есть куда расти

Не все программы и браузеры поддерживают новую технологию — где-то она работать не будет. Уже умеют обращаться с вариативными шрифтами Adobe Photoshop, InDesign, Illustrator, Chrome, Opera, Firefox. Кроме того, остаётся открытым вопрос ценообразования — как теперь продавать шрифты? Ведь по сути человек покупает бесконечное количество начертаний. Значит и сумма должна быть соответствующей? Или нет? Трудоёмкость создания больших семейств снизилась, но в целом разработка всё ещё требует больших усилий. В любом случае, несмотря на всю прелесть и удобство новой технологии, вопросов к ней пока ещё больше, чем ответов.

Для связи

Напишите нам через форму или на адрес privet@lvmd.ru. Если мы не ответили в течение суток, позвоните в офис +7 (3822) 230-262.

Адрес офиса в Томске:

Томск, БЦ «Гринвич»:
пр. Ленина, 60/1, оф. 410.

+7 (3822) 230-262

Адрес офиса в Санкт-Петербурге:

Санкт-Петербург, БЦ «Б5»:
пр. Бакунина, 5, оф. 510

+7 (812) 332-20-44