блог | корпоративные сувениры — как действительно удивить своих клиентов

корпоративные сувениры — как действительно удивить своих клиентов

Когда вы дарите клиентам и партнёрам что-то необычное, они понимают — это было сделано специально ради них. Не просто партия календарей или бизнес-подарки из интернет-магазина, — а что-то уникальное, не такое, как у всех. И это большой плюс к личным отношениям, на которых в действительности держатся все связи между компаниями. Та же история и с личными подарками — каждому приятно, что о нём подумали, позаботились, подготовили что-то особенное.

Особенный подарок требует усилий и времени: надо придумать идею, разработать дизайн, произвести, упаковать, разослать готовую партию. Мы сделали десятки таких подарков — и можем многое рассказать о том, как пожелание «удивите нас» превращается в тысячу подарочных наборов.

идея

Приступая к подготовке такого проекта, мы каждый раз подробно изучаем фронт работ. Что за компания наш заказчик? Кто её аудитория и партнёры? Какая цель у подарка — просто порадовать, быть полезным, напоминать о себе весь год? Кроме того, всегда есть ограничения: бюджет, доставка, праздничный повод. Всё это определяет, какой будет идея, получится ли воплотить её, подойдёт ли она клиенту.

Индивидуальные сувениры требуют не меньше внимания, чем корпоративные. Как-то раз нам заказали подарок ко дню рождения влиятельного финансиста, бизнесмена из топ-100 Forbes. Человека, у которого, как говорится, всё есть. Что ему дарить? Проездной на метро? Проездного-то у него точно нет.

Мы начали с того, что тщательно собрали «досье» на именинника. Выяснили, что на день рождения приходят люди, с которыми он дружит с самого босоногого детства. Узнали, что в каком-то смысле детство в его доме не заканчивается до сих пор: наш адресат — многодетный миллиардер, воспитывает почти двадцать своих и приёмных детей. И значит, человек прекрасно помнит, в чём заключается кайф, когда ты ребёнок.

Песочница, футбол во дворе, мелкое хулиганство, первая любовь. Как напомнить взрослому мужчине о детстве? Например, подарить ему рогатку — настоящую, из которой можно прямо сейчас выбить пару окон.

Именинник обрадовался, как ребёнок, немедленно вытащил подарок из рамки и целая компания солидных мужчин буйно носилась с ним по двору загородного дома. По словам очевидцев, это был лучший подарок в его жизни.

Или вот «Столб достижений» — человек, которому его подарили, действительно обрадовался. Поставил на самое видное место в квартире и использовал именно так, как задумано: прикрепил на него свои фотографии из разных мест, отметил флажками. Тут мы тоже отлично попали в точку.

Образ получателя подарка хорошо обыгрывает и «Специальный набор для острых ощущений» — набор специй в специально оформленных гильзах от охотничьих патронов. Его получил заядлый охотник, который обожает собственноручно готовить добычу.

«Человек и чемодан» — подарок для одной высокопоставленной дамы. Это не просто креатив, а целостная концепция, которая действительно связана с получательницей подарка — та обожает путешествовать и на самом деле объездила полмира.

производство

Выбрав идею, переходим к созданию концепции — подбираем материалы, способы производства, сопутствующие детали, стиль оформления. И не всегда здесь всё проходит гладко.

Взять, к примеру, проект «И никаких гвоздей», где подарками были толстенные гвозди и гвоздодёры, завязанные в узел. Когда мы обзванивали компании, которые работают с металлом, вопрос «вы сможете завязать гвозди в узел?» менеджеры воспринимали как издёвку и бросали трубку — видимо, им нужна была свободная рука, чтобы покрутить пальцем у виска.Честно говоря, каждый раз крутят — ведь каждый раз мы придумываем какую-то новую штуку, которую никто никогда не делал, для которой ещё не существует понятная технология производства.

Или проект под кодовым названием «Пень Гутенберга». Для концепции был нужен рисунок годовых колец. Можно было нарисовать его, но мы решили сделать естественный отпечаток настоящего дерева. Искали подходящее еловое полено, шкурили его, выжигали мягкие слои паяльной лампой, вычищали, чтобы остались только твёрдые слои, потом наносили краску и делали оттиск на бумаге.

Для проекта «Прошедший год в сухом остатке» мы собирали по всему городу несколько тысяч листьев — искали в отдалённых дворах редкие деревья. Выяснили, например, что во дворе арт-директора растёт настоящий клён. А чтобы правильно высушить и собрать гербарий, привлекали знакомых биологов из Томского университета.

Каждый новый подарок — это новый вызов. Каждый раз надо рыться, копаться, выискивать, подключать других людей, которые разбираются в нужных нам материалах и технологиях. И даже опытных специалистов наша идея часто приводит в недоумение, потому что они сталкиваются с таким впервые. Но если нам непонятно даже с какой стороны подойти к задаче, то опытный профессионал покрутит её, повертит, попробует пару подходов — и вот уже вырисовывается направление, в котором можно двигаться.

креатив по расчёту

Для каждого проекта мы готовим несколько концепций — ведь для любой задачи существует несколько способов решения. Лучшие концепции показываем клиенту — с мудбордами, визуализациями, описаниями идей, которые закладываем, с примерами, как это будет выглядеть в жизни.

В любом проекте существует масса ограничений, которые нужно учесть. Это логистика, время производства, дороговизна материалов. Время, за которое мы должны сдать итоговый продукт, небезграничные возможности производственных компаний. Креатив — это здорово, но не стоит забывать, что мы всё-таки живём в реальном мире.

решение проблем

Конечно, случались у нас и проколы. Например, Бездатый календарь — студийный подарок для друзей и партнёров. Много страниц, хорошая бумага, большой формат — очень дорого и очень тяжело. Из-за веса пришлось несколько раз изменять способ крепления календаря на стену и крепёж самого блока.

Или вот «Мегакилосиломеры» — резиновые эспандеры, на которых мы лазером выжигали гравировку. Кто бы подумал, что после этого они будут жутко вонять жжёной резиной. Пришлось много часов вымачивать эспандеры в ведре с порошком, чтобы отбить этот запах. А потом посадить практиканта с одноразовыми бритвенными станками, чтобы он обрезал торчащую резину на местах склейки двух половинок каждого эспандера.

Набор «Новогодняя статистика» для «Контека» подрядчики не смогли аккуратно склеить, пришлось собирать все наборы самим, вручную.

Всегда есть процессы, к которым ты готов — брендинг, стиль, логотипы, — и процессы, к которым ты не готов и никогда не будешь готов. Потому что мы не завод, который производит одно и то же. Мы разрабатываем новые, уникальные вещи на один раз — и всегда в первый раз. В любом сувенирном проекте мы научно-исследовательская лаборатория и опытное производство в одном лице. 

Компания, которая выступает нашим подрядчиком, чаще всего тоже делает это в первый раз. Они словно исследователи, которые вместе с нами прокладывают путь в Арктику или в Антарктику. Но если мы не будем это делать, не будем пробиваться в эту неизведанную Арктику, то бизнес-сувениры так и останутся тем, что они есть сейчас — унылыми штамповками, безрадостными и безвкусными.

главное правило

Что — самое главное — нужно знать компании, которая планирует разрабатывать сувениры — например, новогодние?

Что концепцию надо заказывать весной — и иметь готовую уже в апреле. Дизайн делать летом — чтобы он был готов вместе с тестовыми образцами к августу. И в сентябре запускать производство. Тогда к пятому декабря на складе будет лежать полный тираж, готовый к отправке клиентам и партнёрам.

Такой проект нельзя сделать за три недели — и за три месяца нельзя. Даже для единичной вещи срок разработки и производства будет не меньше нескольких недель. Чтобы получить хорошую идею и хороший дизайн, нужно много времени. Сувениры невозможно сделать быстро. А уникальные сувениры нельзя сделать ни быстро, ни дёшево.

Смотрите подборку наших сувениров и деловых подарков