Откровения директора

Что такое правильное отношение к проблеме?

Люди по-разному воспринимают проблемы. Это нормально, особенно если говорить о личной жизни человека. Но отношение человека к проблеме в работе — это лакмусовая бумажка. Влиять на это сложно в силу зрелости или просто индивидуальных особенностей человека. Особенно часто на то, как человек работает с проблемами, влияют внешние обстоятельства.

Как правило, в нашей компании люди приходят именно ко мне со всеми своими рабочими проблемами (и не только рабочими). Это нормально — у нас небольшая компания, самостоятельной кадровой службы нет, а я всем этим руковожу. Поэтому у меня было много возможностей наблюдать за коллегами в том, что касается отношения к рабочей проблеме. И есть всего два варианта.

Проблема как драма

Человек заявляет о проблеме. Как правило, не может конструктивно описать проблему (сформулировать внятно, в чем конкретно выражается проблема). В какой-то момент, когда пытаешься разобраться в проблеме человека, даже может показаться, что он не о проблеме, но о какой-то своей обиде пришёл говорит (истинные причины он будет скрывать). Он не предложит ничего в виде возможного решения. Будет заранее настроен скептически. Будет ожидать от тебя каких-то действий. Естественно не будет знать, как решить проблему. И ничем не сможет (или не захочет) тебе помочь. Он не просто расскажет о проблеме (или обиде). Он почти ультиматум поставит. Дескать, либо решай, либо нам не по пути. Иногда при подобном подходе можно даже услышать что-то из серии «годы идут, но ничего не меняется».

Проблема как задача

Человек настроен конструктивно. Спокойно рассказывает о проблеме и неприятных последствиях. Он может сначала рассказать тебе о проблеме, а потом поинтересуется, может ли он что-то предложить в ответ на проблему. Либо он сразу приходит с каким-то своим решением. Если поддержать инициативу такого новатора, а потом еще в процессе немного поучаствовать, он почти наверняка доведет дело до ума. Так однажды Коля Авраменко полностью переработал техническое задание веб-проектов. Даже после того, как он ушел от нас, мы еще больше года работали по его шаблону.

В чём разница?

В первом случае будут эмоции и почти не будет конкретики или конструктивных предложений. Во втором случае будет рабочий настрой, много фактов и, даже если сразу не будет встречных дельных предложений, будет интерес к поиску решения и заинтересованность в твоей поддержке и участии.

В первом случае почти наверняка у проблемы есть тайный смысл — скорее всего человек боится сам себе признаться, но выбрал именно тебя и твою компанию в роли виноватого. Во втором случае слова будут значить ровно то, что они значат.

В первом случае будет все что угодно, кроме действительного желания решить «названную» проблему. Во втором случае в конечном итоге будут действия (с твоим участием или самостоятельно).

Проблемы — это нормально

В жизни любого человека и любой компании возникают проблемы. Руководитель компании не имеет права отмахиваться от проблем, с которыми приходят сотрудники (в том числе от личных проблем). Но я для себя решила: каждый раз, когда люди приходят ко мне с рабочими проблемами, сначала нужно разобраться — мне принесли драму или задачу. Решать нужно проблемы, которые задачи. Нужно поддерживать людей, которые настроены решать конкретные рабочие проблемы. И в первую очередь именно такие проблемы решать. Решение — единственный нормальный ответ на проблему.

Получать новости на почту

Время от времени мы присылаем сообщения о новых статьях в блоге, работах в портфолио и событиях в жизни.

Следить за новостями в Telegram
Для связи

Мы отвечаем на все заявки независимо от географии и часовых поясов. Пишите на privet@lvmd.ru, если мы не ответили в течение суток, позвоните в офис +7 (3822) 230-262.

Адрес офиса

634050, город Томск,
проспект Ленина, 60/1, офис 410

Открыть карту