Кухня дизайна

Красцветметал: как мы сделали тысячу новогодних подарков

На корпоративе-2019 мы не просто отмечали Новый год. Мы праздновали победу — над собой, над обстоятельствами, над большим и сложным проектом под кодовым названием «Красцветмет».

Красноярский завод цветных металлов имени В. Н. Гулидова — один из крупнейших в России. Огромное предприятие, серьёзные люди, внушительные бюджеты. Летом 2018 года Красцветмет обратился к нам с предложением, от которого невозможно отказаться: сделать тысячу новогодних подарков для клиентов и партнёров. Результат проекта можно рассмотреть в нашем портфолио. А здесь — история о подводных камнях, которые встретились нам на пути, о сложностях, которые мы ловко (или не очень) преодолели за эти полгода. Шокирующие откровения арт-директоров, истинное лицо высокой печати, цена доверия и сила команды — всё это «Красцветмет». История, которая навсегда отпечаталась в наших сердцах.

Тираж

Алёна Фоминых, продюсер проекта, генеральный директор:

 

— Самый большой тираж из тех, что мы делали раньше — 100 экземпляров. И тут — целая тысяча. По меркам Красцветмета это очень скромно. А для нас сделать такой подарок командой в 15 человек — настоящий вызов. Может показаться, что сложнее всего придумать «аленький цветочек» — совершенно уникальный подарок, сделанный специально для конкретного человека, с учётом его вкусов, пристрастий, характера. И раньше мы как раз такие подарки и делали. А на самом деле тиражные вещи, рассчитанные не на одного получателя, а сразу на многих, да ещё так, чтобы вписаться в определённый бюджет — задача намного круче. Это как сделать гоночный суперкар в единственном экземпляре — или крепкую бюджетную тачку, которая разойдётся по тысячам семей. Это именно то, чем отличаются чистое искусство и прикладной дизайн.

Идея

Для подарка нам нужно было придумать: открытку, календарь, классную упаковку, главный элемент — технологичный гаджет, дополнительный сувенир — что-то новогоднее. И самое главное — впечатляющую идею, которая объединит это всё. Обычные подарки не подходили — работать предстояло для людей искушённых, которые уже получали от Красцветмета и беспроводные наушники, и фитнес-браслеты, и блютуз-колонки — причём тогда, когда эти вещи только-только появились на рынке и были самыми свежими новинками.

 

Надо было удивить. Но как? Мы перебрали множество вариантов: что-то было слишком креативным, что-то — наоборот, недостаточно эффектным. Концепция, которая в итоге пошла в работу, появилась в последний момент, почти как шутка.

 

Алёна:

 

— Иду я вечером за младшей дочкой в детский сад. И думаю: ну почему нельзя подарить колонку? Классная же штука. Нужно только как-то по-особенному её подать. Например, сделать ретроспективу рока, рок-н-ролла. Потому что для целевой аудитории The Beatles, Rolling Stones — это их молодость, это музыка, которая никогда не пройдёт. Мне показалось, что колонка и музыкальная ретроспектива — это классно. Наутро я рассказала ребятам, они предложили заменить рок на металл — и так появился «Красцветме́тал».

Мы показали идею клиенту — и сразу же попали. Менеджер проекта писала, что все в восторге от идеи, от метал-эстетики, всё очень нравится, креатив в яблочко. А потом мы поняли, что проект такого уровня — это не придумывание идеи и не работа с поставщиками. Это в первую очередь логистика.

 

Эльвира, продюсер проекта:

 

— Мы работали с разными городами. Ёлочки делали под Челябинском, коробки — в Москве, полиграфию — в Санкт-Петербурге, шильдики — в Новосибирске. Я просыпалась утром и начинала работать по часовым поясам: утром с Новосибирском, к обеду просыпался Урал, ближе к нашему вечеру — Москва и Питер. И с каждой составляющей подарка нас ожидали захватывающие приключения.

Полиграфия

Уже понимая, что концепция будет про металл, мы показали клиенту несколько интересных примеров полиграфии: толстый картон со слепым тиснением по очень плотной хлопковой бумаге толщиной в несколько миллиметров, с плотной чёрной запечаткой. Вариант понравился, решили делать.

Андрей Дорохов, дизайнер:

 

— Нам казалось, что всё просто, да оказалось непросто. Решение не вписывалось в бюджет, на пробах оказалось, что тиснение выглядит не так, как задумано, и нужный эффект не достигается. Обратились в другую типографию. Там нам предложили ход с кашированием бумаги. Это было дешевле, но при тесте выяснилось, что на кашированной бумаге тиснение получалось плоским. Решили вместо тиснения залакировать слово METAL. Снова осечка.

 

Андрей Зуев, дизайнер:

 

— Додумались в итоге, что можно сделать фольгой. И такие: ну не, фольгой нам не пойдёт, получается слишком активно. А мы работали с питерской компанией «Центр лазерных технологий», у них очень классный технолог, реально профи. Он говорит: сделайте контур, я вам по контуру шарахну фольгу и будет зашибись. Так мы в итоге и сделали. И получилось действительно зашибись.

Ёлки

 

Нужен был дополнительный, второй подарок — как украшение, декоративный элемент, транслятор новогоднего настроения. И мы придумали, что можно подарить ёлку — но не обычную, а из металла или камня. Например, из тёмно-зелёного уральского самоцвета, полудрагоценного змеевика. Хардкор!

 

Нашли производителей — в уральском городе Куса, там же, где добывают змеевик. Выбрали несколько компаний, которые могли изготовить нужные ёлки. Но вот незадача: ни одна из них не успевала осилить весь тираж в срок.

 

Андрей Зуев:

 

— Мы разделили заказ на две конторы — «КаРо» и «Радуга Камня», они буквально через дорогу находятся. Объяснили, что нам надо, стали ждать образцы. Когда прислали пробники, там всё было очень плохо. А искать других времени уже нет. И мы взялись за технологов: объясняли, как должно быть, обсуждали, как можно исправить. Ругались: «Не надо нам лапшу на уши вешать, мы видим по фотографии, у вас каждая грань кривая. Давайте ровно делайте!» Даже чертежи рисовали. В итоге ёлочки получились — картинка, одна к одной, загляденье.

Упаковка

К этому моменту уже было понятно, из чего будет состоять подарок: открытка, ёлочка, календарь, колонка, коробка. Но как всё это совместить?

 

Размер коробки определяет стоимость доставки, поэтому мы не могли выходить за определённые габариты. Нужно было оптимизировать внутреннее пространство, очень компактно сложив все составляющие подарка. Они должны быть хорошо зафиксированы в ложементе, чтобы не сместиться и не повредиться при доставке. И эстетично выглядеть. И чтобы доставалось всё легко. И помним про бюджет, да?

 

Андрей Зуев:

 

— Мы всё-таки живём в 21 веке и владеем компьютером, поэтому смоделить коробку и ложемент было быстрее, чем рисовать или прототипировать. В процессе пришлось решать непростую задачку: непонятно было, как спроектировать ложемент и как сделать его дёшево. Колонка простой формы, ей достаточно простой выемки. А вот у календаря подставка под углом. Ёлочка пирамидальная, её тоже надо было класть под углом или делать наклонный ложемент. И тут большая благодарность подрядчикам, это московские ребята JetCorp. Они предложили оптимальную конструкцию ложемента — достаточно простую, чтобы изготовить за нужные сроки, и не слишком затратную.

 

Наконец, коробки и ложементы готовы: ровно тысяча штук. Пора привезти их из Москвы в Томск, где базируется студия. И тут нас ждал сюрприз. Даже два.

 

Эльвира:

 

— Что ещё важно в таких проектах? Математика. Когда ты работаешь с такими объёмами, нужно всё просчитывать. Например, мы даже представить не могли, сколько места занимает тысяча подарочных коробок. Её нельзя было отправить ни самолётом, ни поездом. За авиадоставку курьерская компания хотела почти сто тысяч рублей — так много места занимал груз. Как мы выкрутились? Нашли фирму, которая согласилась привезти всю партию за вменяемые деньги на газели. Из Москвы в Томск, за 3 000 километров.

 

Когда коробки приехали, мы обнаружили, что они влажные. Подрядчики отправили их готовыми, но как это обычно бывает с клеем — ему нужно 24 часа, чтобы высохнуть, и 30 дней, чтобы высохнуть полностью. А наши коробочки отправляли в машину практически с конвейера, потому что сроки поджимали. Времени ждать не было. И на морозе всё стало отходить. Пришлось каждую нежно проглаживать вручную, чтобы бумага расправилась и снова пристала к основе.

Сборка

Казалось бы, чего проще: пригласить толпу весёлых студентов и за небольшую мзду поручить им сборку подарков под пристальным контролем арт-директора. Однако после всех приключений у нас не осталось бюджета, чтобы кого-то нанимать. Встроить сборку в рабочее время студии тоже не получалось — параллельно с Красцветметом кипела работа на других коммерческих проектах. Становилось понятно, что: во-первых, подарки мы собираем сами, во-вторых, делаем это сверхурочно. Например, на выходных.

 

Оценив масштаб работы, мы поняли, что единственное верное решение — мануфактура: разделить задачи и устроить конвейер. Мы расставили столы, приготовили ножницы, скотч, салфетки, маркеры, клей, разложили все части подарка. Надели красные шапки эльфов-помощников. Зарядили на полную мощь новогодний плейлист. И понеслась.

 

Кто-то наглаживал коробки, кто-то гнул календари, кто-то распаковывал колонки, кто-то ёлочки, кто-то клеил на колонки шильдики с логотипом. Группа сборки складывала подарки: инструкция, ёлка, колонка, вложить календарь, сверху накрыть открыткой, закрыть крышку. Инструкция, ёлка, колонка, вложить календарь, открытка, крышка. Повторить тысячу раз.

 

В конце конвейера каждый подарок проверял цех контроля качества — к трёхсотому разу мозг устаёт, глаз замыливается и ошибок не избежать.

 

А мы не могли позволить себе ни одной.

 

Алёна:

 

— Никто не был обязан собирать подарки руками. Понятно, что для нас с Артемием и Денисом как для владельцев компании такой вопрос не стоял — мы несём ответственность перед клиентом. А для остальной команды это выходило за рамки прямых обязанностей. Но все собрались и посвятили сборке целый выходной день. Я не могу сказать, что это подвиг — просто большое совместное дело, которое мы сделали. Это лучше всяких тимбилдингов и гулянок — когда команда собирается на такой задаче и делает её сообща.

 

 

Доставка

Вадим, стратег:

 

— В итоге подарки мы собирали в несколько подходов всей конторой, 13 декабря — весь день с восьми утра. А в ночь на 14 декабря я поехал с газелью в Красноярск, повёз вторую партию подарков — с первой ещё раньше отправился Артемий. Мы ехали 9 часов, и я не спал ни единой секунды, такое было напряжение.

 

До Красцветмета мы добрались к 9 утра — и не смогли пройти паспортный контроль. Потому что службе безопасности по ошибке подали не те данные: вместо Артемия Сергеевича приехал Вадим Александрович, да и номер машины не совпадал. Нас завернули на въезде, сказав: «Это режимное предприятие, тут так не делается, ю шелл нот пасс». И мы ещё два часа добивались, чтобы нас впустили. Добились.

 

Вышла менеджер Оксана, которая вела с нами весь проект со стороны Красцветмета, вышли силачи-рабочие — и стали выгружать наши огромные коробки, каждая по 280 килограммов. Оксана говорит: «Вот сейчас мы их загружаем с внешнего входа, а с внутреннего канцелярия уже распаковывает и забирает. И мы даже ничего не проверяем, просто распределяем, отдаём в DHL и всё уезжает. Это так круто».

Чему мы научились?

Андрей Дорохов:

 

— Думать мы научились. Быстро. Для меня это был первый опыт руководства проектом — дизайном в том числе. Где-то продюсерства, менеджерства. Я принимал решения, ставил задачи, выбирал подрядчиков, решал вопросы производства. Мне пришлось применить на себя новую роль — и это был первый заметный шаг в сторону арт-директорства.

 

Андрей Зуев:

 

— Случился опыт общения дизайнеров с производством. Не менеджер разговаривал с технологами, а мы сами напрямую всё разруливали. Кроме того, мы смогли реально пощупать технологии. Я про это тысячу раз говорил — что мы немного в вакууме как будто находимся. Сделали макеты, отдали — и неизвестно, что там будет на выходе. А тут вот монитор — а вот в руках у тебя то, что ты сделал. Всё в материалах, всё ручками пощупали. И это кайф, которого очень не хватает в других проектах.

 

Алёна:

 

— На проекте случилась очень большая проблема — поставщик колонок обманул нас, затянул сроки и в итоге отказался поставлять вторую партию колонок. Это больше полумиллиона рублей, которые мы в тот момент им уже заплатили. Что колонки не приедут, мы узнали за три дня до предполагаемого срока сдачи проекта. Однако мы сдали всё ровно в тот день, в который должны были по договору — 13 декабря клиент получил полную партию подарков.

 

Как нам удалось спасти проект? Когда возникла проблема, мы сразу рассказали о ней клиенту. Изначально, с первого до последнего дня, мы действовали абсолютно прозрачно: сообщали клиенту о каждом шаге, держали в курсе всего, что происходит. И как только стало понятно, что эта часть пошла не по плану, мы собрались, подобрали альтернативную модель колонки, которая вписывалась в дизайн и бюджет, нашли дополнительные финансы — и буквально за три дня закрыли брешь.

 

Ещё один важный момент — командная работа. На этом проекте понятие «команда» вышло далеко за пределы нашего агентства. В команду вошла и компания, которая делала коробки, и питерские печатники, и новосибирская фирма «ПромоЕсть», которая делала шильдики, и «ёлочники». Кроме того, со стороны клиента участвовали люди, которые полностью нас поддерживали — делали всё возможное, чтобы проект двигался.

 

Отдельная благодарность Эльвире. Она на этом проекте — как Сэм из «Властелина Колец». Донёс бы Фродо кольцо до Ородруина без Сэма? Нет. Смог бы Сэм сам донести кольцо? Тоже нет. Каждый на своём месте, каждый решает важную задачу.

 

Мы очень сильно выложились на этом проекте. В самом конце у меня было ощущение, что я — как Люк Скайуокер в последнем эпизоде, когда он бьётся на расстоянии с Кайло Реном и в конце просто тает, исчезает. Мы отправили все подарки, довели год в лайтовом режиме и ушли на каникулы с чувством глубокого удовлетворения и победы.

 

Когда мы собирали подарки, я поняла, что хочу каждому, кто принял участие в проекте, подарить такую же классную колонку. Хочу сказать всем большое спасибо за эту важную работу. Я согласовала идею с партнёрами. И абсолютно каждый — а участвовали в проекте все, не осталось в студии ни одного человека, который бы остался в стороне, — получил от нас такой новогодний подарок.

 

Для меня этот проект навсегда запомнится масштабом и командностью — в её лучшем виде, в котором она только может быть. И это действительно большая победа.

 

Смотреть проект Красцветметал

 

Для связи

Пишите нам — privet@lvmd.ru.
Если мы не ответили в течение суток, позвоните в офис +7 (3822) 230-262.

Адрес офиса

634050, город Томск,
проспект Ленина, 60/1, офис 410

Открыть карту