Мы подписали договор и стали ждать первую партию. Она пришла быстро, колонки были в полном порядке. Так у нас выработался определённый кредит доверия, поэтому вторая часть поставки не вызывала никаких сомнений. Мы переживали из-за коробок, из-за календаря, из-за шильдиков, — из-за всего. Не переживали только из-за колонок. Ведь JZ Electronics — солидная компания-производитель: никаких арбитражных дел или исков (мы проверили), никаких проблем с налогами, продукция продаётся по всей стране, в том числе в крупных сетевых магазинах — таких, как «Связной», «Мегафон», «Билайн».
Через две недели, как и было условлено, компания написала: вторая партия готова, отправляйте деньги. И мы оплатили второй счёт.
Почему мы отправили деньги? Продюсер проекта был уверен, что у менеджера, который координировал работу поставщиков, есть подтверждающий документ — копия транспортной накладной, в которой указаны детали отправления.
На самом деле руководитель JZ Electronics только на словах сообщил нашему менеджеру, что груз отправили — и что накладную пришлют чуть позже. Когда на следующий день наш менеджер напомнила, что мы ждём копию накладной и номер отправления, ей отвечали: «Да-да, сейчас доеду до офиса и пришлю». Потом стали говорить «перезвоним через час» — и конечно, не только не перезванивали, но и не отвечали на звонки. А потом стали запугивать и угрожать судом, если мы немедленно не перечислим нужную сумму.
Можно было указать на условие в договоре, потребовать предоставить накладную в официальном обращении. У нас были все законные основания настаивать на своём. Но у менеджера не было достаточного опыта, чтобы понимать это. А продюсер проекта о ситуации не знал. Поэтому оплатила счёт в полмиллиона рублей.
Поскольку накладную не присылали подозрительно долго, наш менеджер решила напрямую связаться с транспортной компанией. А там ответили, что такого груза у них нет и не было. Задав вопрос JZ Electronics, она получила в ответ очередное письмо с объяснениями настолько пространными, что не оставалось ничего, кроме как признать: пора решать вопрос на уровне руководства студии.
К вопросу подключились руководители студии. Они активизировали все доступные каналы связи, поставив руководителя JZ Electronics перед фактом: либо он отвечает на поставленные вопросы, либо придётся встретиться лично. И расстояние между Москвой и Томском не станет помехой.
Ещё сутки руководитель продолжал обещать, что сейчас обзвонит магазины, поедет лично, соберёт оставшееся. Когда мы пытались выяснить детали у подчинённых, они всеми силами уходили от разговора. И только когда человек осознал, что отвечать всё же придётся, он подключил своего инвестора, который признал: вторую партию нам не поставят, из 442 колонок у них есть только 63. Деньги нам вернуть не смогут, денег у компании просто нет.
И вот ситуация: три дня до сдачи проекта. Из тысячи колонок — только 529, чуть больше половины. Штрафные санкции исчисляются миллионами. Страшно подвести клиента, с которым у нас уже сложились очень доверительные отношения.
Когда схлынул шок, мы принялись оперативно искать замену. За несколько часов поисков нашли подходящую модель, нашли поставщика. Чтобы решить вопрос оперативно, попросили сразу соединить с директором, но тот был в отъезде. Тогда наш стратег отыскал прямой номер руководителя этой компании и написал ему в WhatsApp: хотим срочно купить у вас примерно 500 колонок, вопрос жизни и смерти, выручайте. Нам быстро подтвердили готовность организовать поставку в нужные сроки и на выгодных для нас условиях.
Изначально, с первого до последнего дня, ведущий продюсер действовал на проекте абсолютно прозрачно: рассказывал клиенту обо всём, что делает команда, отчитывался о каждом шаге, стремился быть предсказуемыми и понятными. И важно, что со стороны клиента проект вёл настоящий профессионал с таким же подходом, прекрасный менеджер и управленец. Справиться с этой ситуацией получилось в том числе благодаря его ответственному и рациональному подходу, нацеленности на общий результат.
Но, конечно, нельзя было просто сообщить клиенту о проблеме. Нужно было сразу прийти с готовым решением. С пониманием, что у нас есть собственные средства на покупку недостающих колонок, выбрана альтернативная модель — и мы готовы прямо сейчас оплачивать счёт и ждать поставки самолётом.
Мы прислали фотографии, пояснили, что новый вариант подходит к нашей концепции, к дизайну, показали визуализации. Клиент изучил предложение и уже через полчаса одобрил: да, давайте делать.