блог | как выбирать шрифты для логотипа, фирменного стиля, презентации

как выбирать шрифты для логотипа, фирменного стиля, презентации

Дизайнеры часто задаются вопросом, как выбрать шрифт для своего проекта. Но правильный вопрос — это, конечно, не «как», а «зачем». Задача тут первостепеннее. В дизайне можно использовать любые элементы: любую картинку, изображение, графику, надписи. Главное условие — чтобы всё это отвечало задаче дизайна. Так же и шрифт.

контекст применения шрифта

У шрифта всегда есть историческое значение, которое нужно учитывать так же, как и рисунок или читаемость шрифта. Например, готический шрифт мог бы быть просто красивым акцидентным начертанием. Однако фрактура — одна из разновидностей готики — до 1941 года использовалась как официальный шрифт нацистов. Она была везде: в книгах, газетах, официальных документах. И сейчас, работая с готикой, мы не можем не учитывать этот период её истории.

Шрифт с засечками исторически использовался в больших текстах и книгах, шрифт без засечек — как заголовочный. Шрифты с квадратными брусковыми засечками — так называемые slab serif — использовались исключительно для заголовков, а сейчас некоторые из них переродились и отлично себя чувствуют в больших массивах текста.

Часть брусковых превратилась моноширинные шрифты, которые используются в программировании — все знаки в таких шрифтах равны друг другу по ширине, и раскидистая русская Ж, и компактная английская L. Моноширинность связана с особыми условиями производства экранов, экранным воспроизведением текстов, удобством чтения кода. Сегодня внутренний рисунок такого шрифта может быть совершенно не-программистским — интересным, вычурным, изысканным.

эстетика шрифта

Классный шрифт — это красота и отдельное удовольствие. Например, Le Murmure, фирменная гарнитура французской дизайн-студии Murmure. В нём всё построено на характерной пластике букв и на повторении деталей. При этом сами буквы остаются весьма читаемыми.

Алекс Слабженинов, русский шрифтовик, позже адаптировал Le Murmure к кириллице.

Графика и изысканность шрифта — всё это можно научиться видеть и использовать в нужных местах. В одном проекте нужен брутализм, в другом — что-то изящное. Шрифт должен звучать в унисон со всей остальной графикой и с остальным макетом.

текст как элемент композиции

Текст — та же самая графика, просто более сложная. Он состоит из букв, буквы состоят из примитивов и множества мелких деталей. Все мы знаем, что дьявол кроется в мелочах, и чем качественнее выполнены эти мелочи, тем качественнее получается общая картина. Чем лучше сделан шрифт, которым набран текст, тем качественнее выглядит всё вместе.

И ещё раз: мелочи важны. Может быть не очевидно, как именно они влияют на наше восприятие, но это так. Крошечные детали — такие, как толщина засечки или скругление штриха — могут сделать вашу работу хорошей или плохой.

настроение и характер шрифта