диалоги с брендом
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Осип Мандельштам
Мы используем cookies
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст, как струпья, положил.
Осип Мандельштам
Все бренды разговаривают со своей аудиторией. Когда они говорят невнятно — это бесит, когда говорят самоуверенно — это похоже на позёрство и отпугивает потребителей. Поэтому бренд всегда должен думать не только над тем, что хочет сказать, но над тем, чтобы его правильно поняли.
Работая над платформой бренда, мы пытаемся найти его верные очертания: обозначить форму, сделать слепок того, что впоследствии станет внутренней сутью. Мы делаем это с помощью исследования: называем особенности товара или услуги, их отличия от остальных, обозначаем внутреннюю мотивацию производителя, определяем близость бренда аудитории. Но это всё теория, а на практике покупать (или не покупать) наш продукт будут живые люди. Реальные, со своими мечтами и страхами, чувствами и заботами. Как и о чём бренду говорить с ними? Как найти общий язык?
Бренды в принципе существуют только в сознании потребителей, их образ создаётся и формируется только за счёт восприятия конкретных людей. Только в тот момент, когда сообщение компании достигает сознания людей, бренд и становится брендом.
Представьте, что у нас есть два практически одинаковых товара. Пусть это будут два вида картофеля, два вида макарон и две упаковки батареек. Первая картошка — просто картошка, вторая — молодая органическая картошка. Первые макароны — просто твёрдые, вторые — произведённые по итальянской технологии. Первые батарейки — просто щелочные, на вторых написано «Максимальная энергия». Первый товар ничего не говорит покупателю. Он — никакой. Во втором же случае вроде бы и есть какое-то сообщение, которое может заинтересовать — но всех ли? Для одних «молодая органическая картошка» — это сигнал «кажется, нас хотят развести на бабки», для других — «ура, наконец-то органические овощи!»
Именно поэтому нельзя сказать, что важнее: что мы хотим сказать или кому мы хотим это сказать. Если мы пытаемся персонализировать бренд — отличить его от массы других, придать ему определённый характер — то неизбежно входим на территорию отношений. А там где есть отношения, там есть и проблемы коммуникации.
Несколько лет назад мы разрабатывали фирменный стиль для компании «Микран», которая занимается высокотехнологичным свч-оборудованием. Аудитория этого бренда состоит из множества очень разных сегментов. Но стейкхолдеры компании не были готовы по-разному выстраивать коммуникацию с каждой группой клиентов.
А теперь представьте, что бренд одновременно говорит со всеми этими людьми:
Как выбрать одно общее сообщения для них всех? Такое, чтобы а) сработало, б) было актуально, в) было уникально?
Мы выбрали концепцию, в которой «Микран» демонстрирует свою историю, опыт и компетентность, а кроме того делает акцент на амбиции и широту мышления. Всё это опиралось на ключевое сообщение «Microwaves for Macro World», которое говорит о том, что бренд не просто делает свой продукт, но и влияет на научно-технический прогресс.
Если коммуникация может стать проблемой, не проще ли вообще избегать этого самого общения? К сожалению, скромность — плохая бизнес-стратегия.
Бренду просто необходимо сообщать что-то аудитории, давать то самое обещание, которое будет вызывать реакцию, желания, эмоции. Зачем? Чтобы начать отношения. Без этого нет бренда, нет маркетинга, нет продвижения. Сегодня, когда все смартфоны производятся в одной китайской провинции, а вся одежда шьётся из одинаковой индийской ткани, обозначать свою уникальность брендам нужно в первую очередь на уровне обещания.
Представьте, что мы находимся на плотном и однообразном рынке телеком-операторов Москвы. Рынок переполнен, и его игроки соревнуются уже не за то, у кого качество связи лучше, а за то, у кого проекты крупнее.
В случае с нашим клиентом, компанией Telecom-биржа, было решено уйти от этого бессмысленного соревнования, а вместо него строить искренние и яркие отношения с аудиторией бренда. Да это крупный бизнес: банки, сотовые операторы, DATA-центры. Но в них работают живые люди, у которых есть в том числе чувство юмора и любовь к игровым пасхалкам.
Поэтому основой фирменного стиля Telecom-биржи стали адаптивные шрифты и яркие цвета, а в основу слоганов легла игра со словом fiber, «волокно»: Join the Dark Fiber; Come on baby, light my fiber.
Или, например, ЕАС — крупный поставщик нерудных материалов в Москве и Московской области. На этом рынке у большинства компаний нет своего фирменного стиля, либо же он достался им в наследство от разных СМУ и советских заводов. Клиенты в этой отрасли — это крупный бизнес, застройщики, дорожно-строительные управления. Поэтому для ЕАС мы выбрали строгий корпоративный стиль с простой метафорой. Такой стиль сообщает клиентам, что это крупная, цельная, опытная компания, с которой приятно работать.
Конечно, каждый бренд хотел бы говорить пользователям что-то вроде «мы потрясающие, наш продукт самый лучший, а конкурентов у нас вообще нет». Но такое сообщение «в лоб» обречено на провал. Этот же посыл можно выразить более деликатно. А лучше всего подобрать такие слова, чтобы нужная мысль — «они лучшие, мне нужен именно их продукт» — словно сама собой появилась в голове у клиента.
Поэтому мы всегда должны понимать, с кем говорим. Не нужно сводить коммуникацию к простому безапелляционному утверждению. Помните, как с органической картошкой: для кого-то это «фи», а для кого-то «вау».
У компании Медведково, крупного российского производителя кожгалантереи, сложилась особая аудитория. Это те, кому не нужны сумки PRADA, Hermes, Birkin или Louis Vuitton Speedy 25. Это люди, которые ценят практичность, долговечность и понятный дизайн. При этом бренд не стоит на месте: постоянно выпускает новые модели, развивается и растёт. Но как быть с тем, что на рынке постоянно появляются новые марки, которые рассредотачивают внимание аудитории, переманивают её к себе?
Определяя формат работы над этим проектом, мы решили, что сделаем это мягко и без революции. Поэтому выбрали концепцию обновления: почистили логотип, уточнили цвета. Ничего не сломали, не отпугнули старую аудиторию, но помогли бренду задышать свободнее.
С помощью такого обновления бренд показал своей аудитории, что он живой и развивается, что ценит свою историю, но при этом строит планы на будущее.
На этапе исследования для айти-разработчика Telebreeze мы увидели, что техническая сторона их работы (IPTV- и OTT-системы) очень сложна. Продажи длятся по несколько месяцев, а суть продукта легче объяснить на схемах, чем в телефонных переговорах. Мы узнали, что менеджеры тратят массу времени на объяснения, а компании-конкуренты говорят с клиентами так, словно каждый просто обязан быть экспертом в работе облачных систем, программировании, передаче данных и авторском праве — причём одновременно.
Поэтому, отвечая на вопрос, как именно бренд говорит с аудиторией, мы опирались на фигуру Тимоти Бернерс-Ли, создателя всемирной паутины. Это поистине великий ум, который мог объяснить любые сложные понятия просто и наглядно. Сутью нашей работы на этом проекте стало не изменение визуального стиля компании, а изменение способа коммуникации, того, как бренд говорит с аудиторией о своём продукте и о своих услугах — просто, понятно, последовательно.
Но цель конечно не в том, чтобы просто что-то сказать. Цель бизнеса всегда можно выразить в конкретных цифрах, продажах, количестве обращений и конверсии лидов в заказы.
Здесь важно разграничивать процесс брендинга и бренд. Брендинг — это процесс разработки основ бренда и запуск сообщения. Бренд же рождается, когда сообщение дошло до адресата и было воспринято. Это как говорение и разговор. Говорение — процесс односторонний, разговор же затрагивает две стороны.
Цель брендинга — запустить маховик коммуникации, покупки, взаимодействия компании и потребителя. Это живой процесс, связанный со всем остальным бизнесом компании, её операционной, производственной, маркетинговой деятельностью. И наша общая задача — не в том, чтобы выдумать красивые слова, а в том, чтобы создать работающие концепции коммуникации. Темы для разговоров. Обещания, которые хочется проверять и тестировать, вопросы, которые провоцируют диалог.
То есть мы как бренд даём свою оценку действительности, но не в вакууме, а учитывая реальность, собеседника, ощущения. Чистый импрессионизм.
Представьте, что вы в Нью-Йоркском музее современного искусства, перед вами картина Клода Моне «Отражение облаков в пруду с водяными лилиями», 1920 год. И вдруг к вам на кресло подсаживается сам Клод. Неужто вы не захотите поговорить с ним о его картине?
С брендами то же самое — они должны вызывать чувства у аудитории. Никто не пойдёт смотреть на картины неинтересного художника и никто не станет покупать бренд, с которым не о чем разговаривать.
Когда нашёл, что хочешь сказать, подумай:
И самое важное: как ты продолжишь беседу с тем, кто будет готов пообщаться?
Мы отвечаем на все запросы. Если вы не увидели ответ от нас в течение суток, значит, что-то пошло не так. Пожалуйста, повторите письмо или позвоните в офис.
Не любите заполнять формы?
Пишите на privet@lvmd.ru
Спасибо за интерес к нашей команде! Мы ответим вам как можно скорее.