1. Громкие слова ≠ качественное портфолио (скорее наоборот). Мы видели много работ и слышали много громких слов. Нам писали члены Союза Дизайнеров, выпускники ВШБ, лауреаты именитых премий, дизайнеры Mitsubishi, Coca-Cola, Yohji Yamamoto, GQ, Сбербанка и Яндекса. Но часто профессионалами оказывались не те, кто кричал про опыт и образование в «британках». Сложно поверить, но в 90% случаев самое громкое хвалебное письмо сопровождалось самым унылым портфолио. Скоро стало понятно, что профессионализм измеряется совсем другими показателями.
Профессионала делают две вещи: опыт работы с разными задачами и умение выстраивать личные процессы. Первое сразу видно по портфолио, второе проверяется на практике. Дизайнер должен пробовать разные инструменты, разные стили и разные задачи. Иначе все его работы будут одинаковыми. Это не значит, что у дизайнера не может быть своего стиля. Может. Но невозможно создать айдентику для ресторана русской кухни и, например, азотного завода, пользуясь одним и тем же приёмом. Только накапливая разный опыт, дизайнер растёт как профессионал. Абсолютно неважно, где он при этом учился и на каких заказчиков работал. И о любом дизайнере в сто раз лучше скажет его портфолио, чем любые хвалебные тексты.
2. Не попробуешь — не поймёшь. По итогам первых отборов, смотров портфолио и разговоров с кандидатами мы отобрали 20 человек. С лучшими из этого списка начали работать. Среди них были те, кого мы были готовы взять в команду сразу, не раздумывая. Но поскольку подходящих людей было много, решили поработать с ними на разных проектах. И вот здесь началось самое интересное. Некоторые дизайнеры преподнесли нам довольно неожиданные сюрпризы. Те, на кого мы рассчитывали в первую очередь, провалили самые простые задачи. Те, кто казался организованным и предсказуемым, пропал на несколько дней. Те, на кого не возлагали особых надежд, приятно удивили. Конечно эти открытия не применимы ко всем. Были и те, кто оправдал ожидания с первого раза, и те, кто провалился с третьего. Но это выяснилось только на практике.
Мы поняли две вещи. Во-первых, иногда личные качества дизайнера становятся важнее, чем его портфолио. В трудные моменты, когда нужно заходить на третий круг набросков, очень важно, чтобы человек оставался в процессе, не делал «на отвали», честно говорил, если не получается, предлагал решения. Важно, чтобы он был на связи, не подводил по срокам, не перекладывал ответственность. Как оказалось, таких людей немного. Поэтому личные качества — очень важные качества. Иногда даже важнее, чем крутые работы.
Во-вторых, ошибки неизбежны. Мы будем ошибаться в выборе дизайнеров. Дизайнеры будут ошибаться в процессе работы. Это нормально. Пока не поработаешь с каждым, не поймёшь, подходите ли вы друг другу, подходит ли дизайнер вам, а ему — вы и ваши процессы. Поэтому надо пробовать. И если не получается, пробовать снова.
3. Не обязательно выращивать дизайнеров. Есть уже готовые. До этого вывода мы созрели благодаря удалёнке. Конечно, сам формат дистанционной работы был для нас естественным задолго до пандемии, ведь большинство клиентов находилось в Москве, Сочи и Европе. Мы привыкли общаться с ними по скайпу, там же презентовали концепции, проводили брифинги. Но вот дизайнеров предпочитали искать в родном городе и растить под крылышком. Нам казалось, что удалённо общаться с клиентами — норма, а удалённо общаться с командой — рискованно. Опыт прошедшего года показал, что это совсем не так. Распределённая команда дала нам новое понимание процессов и безграничные возможности для поиска людей.
Во-первых, мы поняли, что (как ни странно) другие агентства тоже могут вырастить хороших дизайнеров. А иногда дизайнер может вырастить себя сам. Профессионалов много, просто они живут в другом городе или другой стране. Так зачем тратить годы на воспитание человека, если можно сразу найти нужного? Зачем проверять, исправлять, переделывать его макеты, учить основам дизайна и нашим процессам, а потом провожать его на работу в Яндекс или Сбер? Мы перестали считать своей миссией обучение студенческих отрядов и сконцентрировались на интересах нашей компании.
Во-вторых, мы стали работать с дизайнерами попроектно. Раньше мы крайне редко привлекали внештатных специалистов, и только на нестандартные задачи — разработать шрифт, отрисовать иллюстрацию в определённой стилистике, визуализировать интерьер. Предпочитали все задачи закрывать внутренними ресурсами. Сейчас мы часто пробуем попроектный формат. Семьсот отсмотренных портфолио дали свои плоды, и нам удалось создать базу проверенных людей, которые хорошо влились в процессы и работают на уровне ведущих дизайнеров агентства. Часть из них уже перекочевала в штат, часть остаётся на аутсорсе.
Мы открыли для себя еще один путь формирования команды. Пока рано говорить, что на сто процентов верный. Был как приятный опыт, так и не очень. Но мы продолжим наблюдать, экспериментировать и накапливать выводы.