профессионализм заказчика или почему клиент не всегда прав
Всё, что нас окружает, не столько сделано дизайнерами, сколько принято заказчиками. Эта очевидная, казалось бы, мысль наталкивает на целый пласт новых размышлений, в которых речь пойдёт о профессионализме — но на этот раз не дизайнера, а заказчика. Клиента, который почему-то всегда прав.
Логотипы, плакаты, вывески, здания, фонари, парки, набережные — всё это появилось только благодаря тому, что кто-то это всё принял и запустил в работу. Можно сколько угодно возмущаться, плеваться, собирать общественность и писать гневные письма — обычно это ни к чему не приводит. Особенно если это частная лавочка, а не общественное место. Впрочем, во втором случае результат примерно такой же.
Конечно, никто не застрахован от дурного дизайнера, который пытается воплотить свои нереализованные амбиции или просто не очень хорошо понимает, что делает. У такого проекта мало шансов реализоваться — максимум, он появится в списке концептов на сайте самого дизайнера. Но застрахован ли наш мир от дурного заказчика — точнее, от того, кто принимает решение по конкретному вопросу? Согласует логотип, билборд, вывеску, планировку двора, украшение города к Новому году, дизайн карты маршрутов транспорта в каком-нибудь захолустье? Как часто такой человек задумывается о том, насколько он компетентен в вопросах дизайна — да и задумывается ли вообще?
Люди, выросшие среди хрущёвок и панелек, продолжают строить их на своих дачных участках или, наоборот, возводить дворцы на шести сотках. Люди, живущие в этих панельках, начинают украшать свой мир так, как им красиво — от балконов до подъездов и дворов. Бизнесмен, который в детстве ходил пару лет в «художку», считает необходимым навернуть в логотип своей компании все возможные «вензеля». Да, визуальным миром правят вкусовщина и субъективные понятия о прекрасном, и никуда от этого не уйти. И никто не может навязывать свои представления всему миру. Тем более людям с творческой натурой. Но.
Но дизайн — это всегда творчество в условиях жёстких ограничений. Здесь в расчёт принимается всё: продукт и особенности его потребления, аудитория, её взгляды и стереотипы, рынок и конкуренты, бюджет и время на производство, формат и материалы, климат и рельеф, взгляд в прошлое, виды на будущее, реальное настоящее. Чтобы держать в голове все эти нюансы и принимать их в расчёт при проектировании дизайна — нужно заниматься только дизайном. А не управлять параллельно крупной корпорацией или готовить министерские отчёты по очередному гранту.
Вот тут и появляется тот самый ворох вопросов и размышлений о профессионализме в плане объективности принятия решений, достаточности знаний и опыта, степени доверия профессионалам в другой области. Ведь задача дизайна — улучшать жизнь людей, экономить ресурсы, приносить счастье. А не тешить самолюбие или закрывать гештальты.
Но об этом в следующих заметках.
Фото: Елена Чернышова. elena-chernyshova.com